Если ребенок дерется

С агрессией ребенка встречается, пожалуй, каждая мама, часто пребывая в растерянности, что делать в такой ситуации.

Если ребенок дерется, может ударить кого-то из близких или домашних животных, рвет бумагу, ломает игрушки, ругается, кричит — это признаки агрессивности, но не причина назвать самого ребенка злым. Чаще всего агрессия вызвана реакцией на какую-то ситуацию, особенно в период кризиса (в 3–4 года, в 6–7 лет и в 13–14 лет).

Родителям важно прочувствовать ситуацию и адекватно к ней отнестись, иначе такая реакция может стать привычным действием, а затем — чертой характера. В любом случае нужно демонстрировать искреннюю любовь и уважение, а также понимание, что причиной агрессии ребенка является страх.

Advertisement

Содержание

Причины, вызывающие нервозность у малышей:

  1. Наличие обстоятельств, провоцирующих помехи для важных дел малыша.
  2. Единственное средство обратить на себя взрослое внимание.
  3. Выполнение потребностей ребенка не в полной мере.

Конечно же, основной причиной истерики признается несовершенство детской нервной системы. Проявления своего недовольства ребенок не умеет контролировать, а привычка адекватного выражения недовольство появится значительно позже. Следует уяснить, что внезапный плач не свидетельствует о наличии какого-либо заболевания. В большинстве случаев детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) опасности не несут. Но, оставить ситуацию без внимания крайне недопустимо.

Рассмотрим, какие есть методы разрешения ситуации. Хотя, по словам знаменитого доктора, лучше всего предупреждать заранее симптомы назревающей истерики и не доводить ребенка до слез. Как это осуществимо на практике?

Истерика у малыша. Как предупредить?

Первое, с чем необходимо смириться, — это с неизбежностью истерик у детей. Единственное, что можно сделать в такой ситуации — это уменьшить риск возникновения истерик у малышей 2-3 лет.

Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии

Практические советы от доктора Комаровского:

  1. Правильный режим дня является основой формирования ребенка. Прогулка, кормление, сон и игра — все должно иметь порядок, привычный для малыша.
  2. Полноценный детский сон должен быть обеспечен родителями. Количество истерик уменьшается, если он хорошо выспался.
  3. Если малыш хорошо разговаривает, научить его выражать словами свое недовольство ситуацией. Показать действиями, что когда малыш говорит, то его слышат и обращают на него внимание.
  4. В случае изменений в привычном режиме дня, ребенка предупредить заранее. Спокойно рассказать, тогда он не будет пугаться неожиданных перемен.
  5. Не допускать в один день большого количества раздражения и новых впечатлений.
  6. Как только ребенок начинает выражать симптомы недовольства, сразу их мягко пресекать. Иногда, если ситуация не принципиальна, стоит уступить.

Такие рекомендации являются лучшими помощниками. Но, как бы вы ни старались пресечь, детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) признает, что полностью они не исчезнут. Наступит момент, и они все равно появятся в вашей семье.

Как приучить ребенка к распорядку дня

Как себя вести и справится с истериками ребенка в 2, 3 года.

Настойчивость и мягкость, вот те инструменты, которые помогут пережить неприятные моменты.

Распространенной ошибкой родителей в этом вопросе является запугивание наказаниями и угрозами. Такой метод приносит нестойкий результат. И, вероятнее всего, приведет к рецидиву еще большей силы. Дети способны накапливать обиду и агрессии, исключая мирное урегулирование ситуации.

Другой стороной медали — задабривание. Чрезмерное ублажение (лишь бы не орал) окончательно разладит и так хрупкую психику малыша. Сообразив, ребенок будет добиваться конечной цели и намеренно устраивать скандалы. В разгар крика говорить о чем-либо с малышом бесполезно, сначала необходимо дождаться тишины. После выяснить причину такого поведения или хотя бы попытаться это сделать.

Как бы не сложилась ситуация, родителям придется рано или поздно научится отказывать ребенку. В ином случае воспитывать будут уже родителей. Важным решением остается — золотая середина, компромисс между одной и другой сторонами. Каждый отказ объясняйте теми словами, которые он поймет. Если разговор не дал должного результата применяется тяжелая артиллерия — наказание (исключая телесные).

С проблемой истерик у ребенка 2-3 лет Комаровский соблюдает определенный образ родителей:

  • жестокость в меру;
  • дозированный авторитаризм;
  • не переходить черту диктатуры.

Мера во всем поможет исключить проблему и сохранить теплый и доверительный отношения с ребенком.
Краткая пошаговая инструкция действий в три этапа.

Первый — выдвинуть предупреждение.

Второе — донести до ребенка последствия поведения.

Третье — наказание.

Три правила для родителей при детских истериках в 2, 3 года:

  • Сказанное «нет» ни при каких обстоятельствах не превращается в «да».
  • Понятие «нет» становится неизменным, несмотря на сменившиеся обстоятельства, обусловленные временем. К примеру, мамин кошелек брать нельзя ни сегодня, ни завтра, ни через неделю.
  • Единое мнение всех членов семьи в вопросе воспитания ребенка.

Начавшиеся детские истерики 2-3 года доктор Комаровский советует пресечь тем, чтобы сразу по возможности оставить ребенка одного. Нет слушателей — нет истерик.


Ребенок дерется? Что делать?

Рекомендации родителям и педагогам для коррекции поведения детей дошкольного возраста

Очень распространенная ситуация, когда ребенок-дошкольник проявляет агрессию по отношению к маме,к детям,к животным… Родители не знают почему и что они делают не так, воспитатели, в очередной раз жалуются на ребенка и восклицают:»Поговорите с ребенком!».

Проявления детской агрессии могут быть обусловлены различными причинами, в этой статье , я предлагаю рассмотреть неадекватную поведенческую модель на уровне физиологии развития!

Почему ребенок дерется (кусается)?

Пока малыш младенец,вся его физиологическая природа нацелена на поглощение информации из окружающего мира, наблюдая за поведением близких (которые часто думают «Да он еще такой маленький ничего не понимает»), за видеосообщениями по телевизору или «горе-развивалок» через планшет (телефон) ребенок формирует первичные понятия нормы, которые и лягут в основу его будущего поведения, общения и взаимодействия с миром. Итак:

Поведение маленького человека формируется, по мере его взросления из двух составляющих:

1) заимствованный от окружающих пример (все что «Я» вижу, слышу)

2) личный (жизненный) опыт, накопленным путем проб и ошибок по мере взросления.

Таким образом, ребенок взрослея,перенимает модель общения, поведения своих родителей,соседей,экранных образов и т.п. и использует эту модель поведения во всех ситуациях -дома, на горке, в детском саду. При этом навыков взаимодействия у него еще пока нет, есть только личный опыт (например, Я дома брал у брата машинку и ничего, мама сказала «поделись ,он же еще маленький»)

Представьте себе ситуацию, ребенок в садик принес машинку, она новая и поэтому интересна почти всем детям. Тот ребенок, которому эта игрушка будет особенно интересна, непременно попытается ее взять посмотреть, поиграть, если хозяин разрешает -конфликта нет, но если не разрешает, то интерес плюс природный эгоцентризм заставит ребенка идти по известному ему пути, т.е. отнять….(ведь есть личный опыт, где было сказано, что так можно…)

В таком случае наша схема будет выглядеть так:

стимул — хочу эту игрушку

реакция — решение:либо беру и играю,либо отнимаю

результат — делаю попытку взять игрушку.

т.о.,получается, если личный опыт ребенка таков, что у него так же брали-отнимая его вещи, если он видит, что все вокруг так делают,или что это позволялось,под предлогом «Он маленький», то ребенок машинально запоминает этот путь как единственный и нормальный, поэтому порицания со стороны взрослых, так же как и их недовольство непонятны ребенку.

Слова вообще в таком случае не имеют смысла (у них слишком мало интеллектуального опыта, чтобы представить как это могло бы быть), дети не слышат слов им нужен визуальный пример и положительный результат –только тогда модель поведения принимается и запоминается как вариант для использования!

: Время прочтения:

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова.

Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.

На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:

«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: «Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше». А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».

В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.

Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше «нельзя», оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства. Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.

Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.

А ведь на самом деле злиться — нормально. Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.

Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.

Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».

Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна

Что делать при проявлениях агрессивности у ребенка?

Как же родителям вести себя с ребенком, проявляющим агрессию?

Для обучения ребенка в возрасте до 4 лет умению справляться с гневом, злостью, обидой, родители могут продемонстрировать на примере животного, куклы, сказочного персонажа, мультяшного героя, других людей, что влечет за собой проявление злости. В сказке зачастую агрессивными показаны Волк, Кощей, Карабас-Барабас, разбойники и др.

Для обучения распознавания эмоций и управления ими необходимо называть свои предположения, как он себя чувствует, а также принимать его состояния: «Вижу, что ты разозлилась!», «Тебе тоскливо? Понимаю тебя» и т. д. Действует простой закон: эмоция, которую ты разделил с кем-то, усиливается, а сила отрицательной — становится слабее.

Если мать или отец отругали детей или кого-то при ребенке, продемонстрируйте, какую досаду испытываете по этому поводу, раскайтесь и попросите прощения. Чем раньше это сделаете, признав, что были неправы, тем лучше. Именно у родителей ребята перенимают правила поведения в обществе и в семье.

Если вы обнаружили, что у ребенка повышен уровень скрытой агрессии, следует учесть, что разрядка происходит посредством активных спортивных игр, упражнений, действий. Давно обнаружено, что, когда дети начинают тренировки одним из силовых видов спорта, практиковаться в плавании или играть в командные игры (баскетбол, футбол и пр.), он постепенно становится более сдержанным, чутким к людям, учится не обижать слабых, стоять горой за беззащитного человека.

Изоляция, а также запрет на подвижные игры в качестве наказания разозлят ребенка, заставят его затаить обиду, эффективнее поручить ему дополнительную домашнюю работу.

Видео как справиться с детской агрессией

Одна из причин детской агрессии — физическое наказание

Физическое наказание (порка, шлепки и другое) учит, что агрессия является подходящим способом получить то, что вы хотите. Исследования показывают, что дети, которых шлепают, чаще бьют своих товарищей, особенно тех, кто меньше и слабее. Причем уровень их агрессивности напрямую связан с тяжестью наказаний в семье. В подростковом возрасте такие дети чаще ударяют своих родителей, став взрослыми; мужчины, скорее всего, будут применять, а женщины — терпеть насилие в семейных отношениях. И наконец, люди, которых в детстве физически наказывали, менее склонны заботиться о своих престарелых родителях.

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно, проанализируйте ваши отношения в семье.

Позволяете ли вы ударить ребенка? Считаете ли физическое наказание — неотъемлемой частью воспитания? Если да, то теперь вы знаете причину детской агрессии. Начните с себя, тогда и ребенок сможет измениться.

Упражнение «Ловушка для гнева»

Чтобы научиться справляться с сильными эмоциями, ребенку нужно развивать эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие чувства, а также управлять ими. Дошкольникам развитый эмоциональный интеллект помогает выражать чувства не криками, а словами, преодолевать сложности, заводить друзей и решать конфликты на детской площадке.

Где живут эмоции?

В книге «Где живут эмоции?» есть инструкция, как сделать ловушку для гнева. С ее помощью ребенок быстрее успокоится и со временем научится управлять сильными эмоциями без специальных игрушек. Гнев быстро перерастает в агрессию, поэтому важно научиться им управлять. Суть в том, чтобы во время гнева сделать что-то успокаивающее. Например, выпить воды или послушать музыку. Со временем ребенок научится без подсказок выходить из этого состояния.


Макет ловушки для гнева из книги

Чтобы научить ребенка справляться с агрессией, будьте ему примером, наберитесь терпения, подсказывайте, как управлять эмоциями, и вы увидите изменения в лучшую сторону.

По материалам книг «О чем думает ребенок?», «Эмоциональный интеллект ребенка», «Где живут эмоции?»
Обложка поста: unsplash.com

Как отвлечь ребенка в момент агрессии?

Что лучше использовать для обучения ребенка переключению внимания в агрессивном состоянии? Знание физиологии поможет отработать методы воспитания: для угасания одного очага возбуждения необходимо создать второй.

Advertisement

Попробуйте практиковать следующие способы:

  • Сильный резкий сигнал: будильник, включение музыки на полную громкость, окрик, стук ложкой по тарелке во время приема пищи;
  • Неожиданное действие: выключить свет в комнате; выйти за дверь; поднять и опустить на ноги ребенка;
  • Предложение позвонить уважаемой ребенком знаменитости. Перед тем, как малыш поймет, что это розыгрыш, он станет спокойнее, а затем и посмеется с вами, разрядив накопившееся напряжение.

Как обучать ребенка управлению эмоциями?

Всем детям в возрасте от 7 лет следует учиться методам управления эмоциями. Можно предложить ребенку взять за правило в момент крайнего возбуждения:

  • Ущипнуть себя за локоть;
  • Сжать ладони в кулаки или резиновый мячик;
  • Крепко ухватиться за спинку стула;
  • Сделать несколько глубоких вдохов;
  • Поприседать или похлопать в ладоши;
  • Порвать в клочки бумагу, скомкать ненужную газету;
  • Побить подушку или боксерскую грушу;
  • Побросать в стену мягкие мячики;
  • Полепить из пластилина фигурки;
  • Написать всё, что хочется сказать;
  • Исчиркать ручкой лист бумаги или порисовать.

Еще несколько советов родителям агрессивных детей

Если ребенок увидит, как вы признаете свои слабости, как пытаетесь совладать с эмоциями, ему будет легче это делать самому.

Когда он успокоится, стоит обсудить причины произошедшего, его мотивы, ощущения. Спросите его, как ощущают себя окружающие? Захотят ли дети дружить с ним после произошедшего? Как он может исправить ситуацию, и как избежать ее повтора?

Осуществляйте контроль передач по ТВ, которые смотрит ребенок, не следует допускать, чтобы он смотрел новости и мультфильмы, в которых есть элементы жестокости.

Обосновывайте наказания и запреты, искренне говорите о любви. Важно, чтобы требования к детям были разумными, надо настаивать, чтобы они выполняли их, давая четкое понимание о своих ожиданиях.

Хвалите ребенка, когда у него получается справляться с негативными эмоциями, закрепляйте положительный результат. Восхищайтесь им, говоря: «Мне понравилось, как ты себя повел в этой ситуации». Сосредоточьте усилия на формировании поведения, а не на избавлении от нежелательных качеств.

Запаситесь терпением, и у вас всё получится!

Advertisement Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *